Восемь Бодхисаттв и Восемь Богинь.
Символы чувственного восприятия

Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…

Из "Вайро Драбаг"


За исключением Будды Вайрочаны дхьяни-будд сопровождают по два бодхисаттвы и по две супруги бодхисаттв. Итого: восемь бодхисаттв мужского пола и восемь бодхисаттв женского пола.

Часто восемь бодхисаттв мужского пола называют просто: Восемь Бодхисаттв (тиб. byang chub sems dpa' brgyad). Восемь Бодхисаттв – это:

  1. Бодхисаттва Майтрея
  2. Бодхисаттва Кшитигарбха
  3. Бодхисаттва Акашагарбха
  4. Бодхисаттва Самантабхадра
  5. Бодхисаттва Авалокитешвара
  6. Бодхисаттва Манджушри
  7. Бодхисаттва Ваджрапани
  8. Бодхисаттва Сарваниварана-Вишкамбхин
Дхьяни-будда Название семейства Сопровождающие мужские бодхисаттвы
Вайрочана Будда
Акшобхья Ваджра Кшитигарбха и Майтрея
Ратнасамбхава Ратна Акашагарбха и Самантабхадра
Амитабха Падма Авалокитешвара и Манджушри
Амогхасиддхи Карма Ваджрапани и Сарваниварана-Вишкамбхин

Бодхисаттвы мужского и женского пола символизируют опоры чувств, или аятаны (тиб. skye mched, санскр. ayatana, букв. место, опора, база), шесть сознаний (точнее сказать, четыре из шести), а также время. Опоры чувств – это основы нашего восприятия. Всего – двенадцать таких опор. Это шесть органов чувств (шесть элементов чувств / индрии) и их объекты: глаз (чувство зрения) и форма, ухо (чувство слуха) и звук, нос (чувство обоняния) и запах (чувство запаха), язык (чувство вкуса) и вкус (объект вкуса), тело (тактильное чувство) и прикосновение, сознание (т.е. поверхностное сознание, разум / способность воспринимать мысли и идеи рассматривается как шестое чувство) и идеи. Шесть сознаний (тиб. rnam shes tshogs drug), или шесть различений, – это шесть осознаний чувственных восприятий: сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание запаха, сознание вкуса, сознание разума (т.е. различение идей). Шесть сознаний и двенадцать опор чувств образуют совокупность из восемнадцати элементов, которые также называют восемнадцать дхату (санскр. dhatu, тиб. khams, букв. элемент).


Символический смысл восьми Бодхисаттв

Название семейства Бодхисаттвы Символизируют качества
Ваджра Кшитигарбха Сознание зрения
Майтрея Чувство зрения
Ратна Акашагарбха Сознание обоняния
Самантабхадра Чувство обоняния
Падма Авалокитешвара Сознание вкуса
Манджушри Чувство вкуса
Карма Ваджрапани Сознание слуха
Сарваниварана-вишкамбхин Чувство слуха


Символический смысл супруг восьми Бодхисаттв

Название семейства Супруги Бодхисаттв (Юм) Символизируют качества Бодхисаттвы (Яб)
Ваджра Ласья Объект зрения Кшитигарбха
Пушпа Настоящее (время) Майтрея
Ратна Мала Объект обоняния Акашагарбха
Дхупа Прошлое Самантабхадра
Падма Гита Объект вкуса Авалокитешвара
Алока Будущее Манджушри
Карма Найведья (Нирти) Объект слуха Ваджрапани
Гандха "Четвёртое" время 
(символ состояния за пределами трёх времён)
Сарваниварана-вишкамбхин

Восемь бодхисаттв женского пола (тиб. byang chub sems ma brgyad) – это Восемь Богинь (тиб. lha mo brgyad):

  1. Ласья (тиб. sgeg mo ma – Богиня Грации, санскр. lasya, букв. танец);
  2. Мала (тиб. phreng ma – Богиня Гирлянды, санскр. mala, букв. гирлянда);
  3. Гита (тиб. glu ma – Богиня Песни, санскр. gita, букв. песня);
  4. Найведья (тиб. nir ti ma, санскр. naivedya = тиб. zhal zas – подношение пищи);
  5. Пушпа (тиб. me tog ma – Богиня Цветов, санскр. pu?pa, тиб. me tog, букв. цветок);
  6. Дхупа (тиб. bdug spos ma – Богиня Фимиама, санскр. dhupa, тиб. bdug spos, букв. фимиам, благовония);
  7. Алока (тиб. snang gsal ma – Богиня Лампады, санскр. aloka, тиб. snang gsal, букв. лампада, свет);
  8. Гандха (тиб. dri chab, санскр. gandha, букв. душистая вода, духи; аромат, запах).

Пушпу, Дхупу, Алоку и Гандху называют богинями подношений. Иногда их соотносят со временами года.

Ласью, Малу, Гиту, Найведью называют чарующими богинями.


Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям


byang chub sems dpa' [чан'-ч'уп сэм-па] чжангчуб сэмпа / бодхисаттва –
отважная душа, идущая
к состоянию Будды
byang chub [чан'-ч'уп] чжангчуб, жанчуб / бодхи –
Пробуждение
sems dpa' [cэм-па] cэмпа / саттва – сильная 
личность, отважная душа