Рангджунг Еше

Буддийский центр

Курукулла


Курукулла (тиб. rig byed ma ‘та, что есть источник мудрости’, тиб. ku ru ku le) — одна из дакини тибетского буддизма. Считается воплощением Красной Тары. Она является покровительницей магии, любви, чародейства и целительства. Её атрибут — натянутый лук и стрела, сделанные из цветов. Индуистским аналогом Курукуллы является богиня Рати. Также ряд черт роднит её с Кали, считается в частности, что Индийская матерь пещер по имени Курукулла Матрикадэви (Мать-богиня) была одной из древнейших воплощений богини Кали. Она связана с царём Уддияны Индрабхути. Всего было три царя Индрабхути, и тут имеется в виду второй царь. Существует текст садханы красной Курукуллы в её восьмирукой форме, принадлежащий этому царю. Но независимого от того, сколько у неё рук, восемь или четыре, ее считают Курукуллой Уддияны. Поэтому большинство современных ученых полагает, что Курукулла сначала была местной богиней, и как индуистская богиня Дурга, которую позже из-за её почитаемости стали связывать с великой буддийской богиней Тарой, так и Курукуллу часто называют Красной Тарой (sgrol-ma dmar-po, Дролма Марпо) или Тарабхавой Курукуллой — «Курукулла, возникшая из Тары».

Из лекции ламы Тензина

В учениях маха-йоги обычно подчёркивается важность трёх корней. Гуру называют источником благословений, йидама — источником свершений, а дакини — источником активностей. И это очень важно. В Чоклинг Терсаре есть один важный цикл учений — Тхукдруб Барче Кунсел, самый большой по размеру. Вторым идёт «Семь глубоких сокровищ» (или «Семь глубоких учений») — это семь секций учений маха-йоги. Цикл начинается с практики Манджушри и Ямантаки — это мирная и гневная форма одного и того же божества. Эта практика относится к просветлённому телу. Затем идёт Хаягрива — это так называемая привлекающая, или притягивающая, активность. Далее идёт Янгдаг Херука — это гневный херука, который соответствует сущности ума. Далее Дуци Килва, которая соответствует просветлённым качествам. Далее активности — это Ваджракилая. Затем практика мамо. И затем ца сум — три корня. Среди них практика гуру — это практика Гуру Дева Ченпо. Далее практики йидама, пять семейств будд, практика долгой жизни и гневная практика — Хаягрива. И практики дакини — четыре разных дакини: ваджра, ратна, падма и карма. Так в этом цикле представлены три корня. И Курукулле здесь — это падма-дакини. Когда говорят о практиках Пема Кандро — дакини семейства лотоса, — обычно имеют в виду Курукулле. Сущность практик подобного рода одинакова, но Курукулле, может быть, самая известная.

Если говорить об этой садхане Курукулле, то есть разные способы практики: внешний, внутренний и тайный. Внешний и внутренний способы практики не очень сильно отличаются, одна и та же сущность, один и тот же смысл текста. Отличаются только некоторые аспекты, например то, как готовить объекты для алтаря в ретрите. Что же касается тайной садханы, то там Курукулле появляется с супругом.

Когда мы занимаемся практикой, самое важное — это настрой, наше состояние ума. Мы не просто выполняем какие-то ритуалы по привлечению мирской удачи и выполнению каких-то мирских целей. Если мы практикуем с таким мирским намерением — это всё равно что попросить царя, или Курукулле, помыть туалет. Кроме того, если наше намерение именно такое, то получается, что мы находимся под властью внешних объектов. Такая практика будет бесполезна. Если же мы практикуем Курукулле действительно для целей Дхармы, для живых существ, тогда это будет хорошо и для нас, и для других.

Изображения