«Призывание гуру издалека» составил Джамгон Конгтрул Лодро Тайе. В начале текста говорится:
«Призывания гуру издалека» широко известны. Главнейшее в призывании благословения — разочарование и отречение от самсары, порождающее пылкую преданность, так что призывание не становится простым повторением слов, а исходит из самого сердца, из самой глубины существа. Пойте мелодично с полной убеждённостью, что ваш гуру — не кто иной, как будда.
В первой части мы обращаемся с пронзающей сердце преданностью ко всем реализованным учителям всех линий практики, которые вообще были в Тибете. Просим их даровать благословение на развитие тех или иных духовных качеств.
Вторая часть (со cтр. 228) представляет собой глубочайший и очень искренний самоанализ, который необходим каждому из нас — каждому человеку, который занимается духовной практикой. Вовсе недостаточно, как я уже много раз говорил, найти какой-то метод, практику, садхану и сидеть ее бубнить на незнакомом языке. Не факт, что от этого будет какой-то ощутимый результат. Наверное, какой-то результат будет, но не факт даже, что позитивный. Потому что если это делать, к примеру, с неправильной мотивацией или с неправильным пониманием, то результат выполнения такой садханы может оказаться, скажем так, удивительным. Поэтому каждому из нас, кто занимается той или иной духовной практикой, будь то медитация, рецитация, йога, практики дзогчена — все что угодно, — я бы сказал, что это относится не только к буддийским практикам, но и вообще к любым другим духовным практикам, — Каждому из нас необходим вот такой самоанализ, чтобы мы понимали, в правильном ли направлении мы движемся. Часто люди спрашивают, какие знаки правильного пути, какие признаки того, что мы идем в правильном направлении? Эти знаки представляют собой, с одной стороны, обычные человеческие качества, которых многим из нас не хватает и которые мы развиваем при помощи духовных методов. Это такие качества, как любовь, сострадание, сочувствие, вера, преданность, отречение, чистое видение, честность, искренность. Они являются, наверное, наиболее показательными на пути любого духовного практикующего. Если человек становится мягче, если у него становится меньше негативных эмоций, если он становится более расслабленным, раскрепощенным и в действиях, и в мыслях, и в общем ощущении, тогда человек движется по правильному пути. Если же человек становится более напряженным, более эмоциональным, раздражительным, закрепощенным — наверное, он идет не по тому пути, или в каком-то месте сбился.
Вторая часть практики призывания гуру издалека позволяет нам проследить многие из основных возможных ошибок, из тех мест, где мы могли бы сбиться с духовного пути. Джамгон Конгтрул Римпоче, который составил этот прекрасный текст, был очень искренним и очень скромным человеком, и, по моему глубокому убеждению, он писал это о себе. Если бы он писал это не о себе, у него бы не получилось так искренне.