Джампал Шеньен

Манджушримитра (Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры.

Манджушримитра (5-6вв.) — индийский буддийский учёный-пандит университета Наланда, основной ученик Гараба Дордже, один из учителей традиции Дзогчен.

Точное место рождения Манджушримитры неизвестно. Манджушримитра происходил из семьи брахмана Сукхапала и его жены Куханы в деревне к западу от Бодхгаи.[1]Манджушримитра был резидентом в университете Наланда, где считался уважаемым учёным и практиком Йогачары.

Согласно легенде, когда Гарабу Дордже исполнилось семь лет, он победил в полемике всех учёных-пандитов страны, в которой он жил, после чего преподал им ученияДзогчен. Весть о Гарабе Дордже достигла Индии, где местные пандиты решили отправить самого учёного из них, Манджушримитру, чтобы победить в диспуте.[2] По прибытии он обнаружил, что мальчик действительно является великим Учителем и, раскаявшись, сознался в своём намерении. Гараб Дордже простил Манджушримитру, дал ему наставления и попросил его написать текст, излагающий доводы Учения, с помощью которых он победил в диспуте. Текст был записан Манджушримитрой под названием «Созерцание Бодхичитты» (на английском языке издан в переводе К.Липмана под названием Primordial Experience)[3].

Манджушримитра учился у Гараба Дордже в течение 75 лет[4]. После передачи всех наставлений Гараб Дордже ушёл в нирвану на берегу реки Данатика. Манджушримитра в отчаянии воскликнул «Горе! Горе! Горе», и Гараб Дордже предстал перед своим учеником в радужном свете, произнеся «Три Слова, Бьющие в Точку», суть учения Дзогчен [5]

Три завета Гараба Дордже являются главным наставлением Дзогчен и в соответствии с ними Манджушримитра классифицировал учение по трём разделам: СемдэЛонгдэ,Мэннгагдэ. Главным учеником Манджушримитры был Шри Сингха, который осуществил дальнейшую классификацию текстов.[3]